Дицген Иосиф
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Дицген Иосиф

1828—1888

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Дицген Иосиф

Дицген (Dietzgen) Иосиф (9 декабря 1828, Бланкенберг — 15 апреля 1888, Чикаго) — немецкий философ, самоучка, по профессии рабочий-кожевник. Самостоятельно развил философскую концепцию, близкую к идеям Л. Фейербаха. После изучения работ К. Маркса и личных контактов с ним стал марксистом, деятелем немецкой социал-демократии. Одним из первых предпринял попытку дополнить марксистскую философию соответствующей гносеологией. Представления Дицгена о познавательной деятельности человека, о «родовой сущности» мышления сочетают наивный «космизм» с характерными для 19 века упрощенными моделями эмпирически-индуктивистского образа действий естествоиспытателя. Типичны для Дицгена и уподобления мышления телесным, физиологическим типам деятельности, идущие от работ Л. Бюхнера.

А. Б. Баллаев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 675.

Дицген Иосиф (1828—1888) — рабочий-кожевник, один из «выдающихся социал-демократических писателей-философов Германии» (Ленин В. И. Т. 23. С. 117). Философ-самоучка, Дицген испытал сильное влияние материализма Фейербаха и самостоятельно пришел к материалистической диалектике. Жил и работал в Германии, России и Америке. Основные труды Дицгена — «Сущность головной работы человека» (1869), «Аквизит философии» (1887) — посвящены главным образом гносеологии. Сознание, по Дицгену,— идеальный продукт вечно существующей и движущейся материи, «универсума». Носитель сознания — мозг, часть «мирового целого». Содержание сознания — природное и общественное бытие. Познание совершается в чувственной и абстрактной формах; оно — процесс движения от относительной истины к абсолютной. Отвергая кантовский агностицизм, Дицген утверждал, что познание человека в обеих формах есть образ внешнего мира, проверяемый опытом. «Универсум» он рассматривал в движении, полагая источник развития в противоречии. Однако диалектика у Дицгена не сложилась в научную систему, ему не удалось раскрыть полностью диалектику как теорию познания (хотя он высказал ряд некоторых мыслей и в данной области). Это приводило Дицген к уступкам релятивизму и вульгарному материализму. Дицген был воинствующим атеистом, страстным пропагандистом учения Маркса и Энгельса.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 124.

Дицген (Dietzgen) Иосиф (9.12.1828, Бланкенберг,— 15.4.1888, Чикаго), немецкий рабочий-кожевник, философ, самостоятельно пришедший в своих выводах к материалистической диалектике. Испытал влияние философских и атеистических идей Фейербаха. Преследуемый за революционную деятельность, Дицген в 1848 году эмигрировал в США, а затем в Россию (1864—1869). От изучения социально-политических проблем Дицген перешёл к философским вопросам, особенно теории познания. В 1850-х годах Дицген познакомился с работами К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1867 года переписывался с Марксом. С этого времени развитие мировоззрения Дицгена протекало под влиянием марксизма. С 1869 года Дицген — член социал-демократической партии, организатор одной из секций 1-го Интернационала в Германии. Он опубликовал ряд статей в социалистической печати, в которых пропагандировал экономические и социальные идеи Маркса. Преследования немецких властей заставили Дицгена вновь эмигрировать в США.

Первая философская работа Дицгена — «Сущность головной работы человека» (1869, рус. пер. 1902). Как и более поздние его работы («Экскурсии социалиста в область теории познания», 1887, рус. пер., 1907; «Аквизит философии», 1895, рус. пер.— «Завоевания (аквизит) философии...», 1906), она посвящена разработке основных проблем теории познания. В гносеологии Дицген усматривал теоретическую основу объяснения всех социально-экономических вопросов. Будучи материалистом, он исходил из того, что мыслительная способность человека связана с его мозгом, является естественной функцией. С позиций диалектики Дицген подверг критике метафизику и агностицизм. Раскрывая содержание диалектико-материалистической теории познания, он рассмотрел ступени и формы познания, роль практики, анализировал процесс отражения бесконечного универсума в формах относительной и конкретной истины. Дицгену удалось раскрыть противоречивую природу сознания как отражения противоречий материального мира. Однако в своих произведениях он допускал ряд непоследовательностей, отдельных ошибок и терминологических неточностей (отождествление в некоторых случаях сознания и материи, преувеличение относительности человеческих знаний, неточное определение истины и др.). У Дицгена диалектика не сложилась в целостную систему. В. И. Ленин считал Дицгена «... одним из выдающихся социал-демократических писателей-философов Германии» (ПСС, т. 23, с. 117).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Sämtliche Schriften, Bd 1—3, Stuttg., 1920; Ausgewählte Schriften, B., 1954; в рус. пер.—Избр. филос. соч., М., 1941; Письма II. Д. К. Марксу и Ф. Энгельсу. Приложение к кн.: Волкова В. В., И. Дицген, М., 1981.

Литература: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. кем. философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, гл. 3, § 3, гл. 4, § 8; Вилкова В. В., И. Дицген, М., 1961; Комарова В. Я., Филос. взгляды И. Дицгена, в сб.: Распространение идей марксистской философии в Европе (кон. 19 — нач. 20 вв ), Л., 1964; H е p n е г A., Josef Dietzgen's philosophische Lehren, Stuttff., 1922.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Samtliche Schrifien, Bd. 1-3. Stutt., 1920.

Литература:

Волкова В. В. Иосиф Дицген. М., 1961.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС